Это не сказки - на поверхности только малая часть айсберга - "гора наоборот"
У ученых вызывают опасение не сами айсберги, а стремительный рост их количества и размеров. Регулярно сообщается о крепышах размером с Нью-Йорк или Гонконг. Их размер, форма и температура замерзания зависит от места, от которого они отделились. Южные айсберги – это настоящие гиганты, которые дрейфуют десятилетиями, пока не застопорятся возле какого-то берега или не растают полностью.
Вода из айсбергов для нуждающихся стран
Дефицит чистого воздуха и воды – это опасные спутники развития промышленности и сельского хозяйства. В США подчистую расходуются подземные резервы, хотя в стране уже недостаточно качественной питьевой воды. Проблема мирового масштаба существует, а для решения, фактически, не предпринимается никаких действенных мер. Зато регулярно собираются конференции, где обсуждается проблема глобального потепления и т. д.
Крупные айсберги представляют опасность для судоходства, поэтому за ними ведется наблюдение, и каждые сутки сводки об их маршруте передаются в общую базу. Над поверхностью высится только десятая часть глыбы, подводный объем может иметь самую причудливую форму.
Повредить корабль может не только сама льдина, но и ее шлейф – хвост из мелких обломков, который тянется на километры и не всегда следует за айсбергом.
За отколотыми частями ледников можно не только наблюдать издали, французские полярные исследователи Виктор и Мужен предложили почти 30 лет назад идею рационального использования питьевой воды из которой они состоят. В 70-е проект казался вызывающим, амбициозным и сказочным. При поддержке принца Саудовской Аравии была организована компания «Ледяная мечта», но одного энтузиазма оказалось мало, начинание столкнулось с техническими трудностями, и было прекращено.
Перезапустить проект удалось в новом тысячелетии. Благодаря программе трехмерного моделирования получилось свести все необходимые параметры айсберга, которые нужны для организации его транспортировки. Воплотить в жизнь идею буксирования огромного айсберга пока, что не удалось. Наиболее реалистично выглядит задумка компании National Advisory Bureau Limited (ОАЭ). Они планируют буксировать айсберги к побережью Фуджейры. Лед из Антарктиды восполнит запасы пресной воды, изменит климат региона и станет привлекательной достопримечательностью для туристов. Даже с учетом потерь массы, один айсберг должен обеспечить водой 1 000 000 населения на протяжении нескольких лет.
От идеи до воплощения пройдет больше года. Старт проекта назначен на январь следующего года, а это значит, что запасы чистейшей ледниковой воды прибудут в страну не раньше 2019 года, если удача будет сопутствовать.
Пока придумывают способы адресной доставки питьевой воды в районы ее дефицита, промышленные компании разбираются с обратной проблемой, что делать с льдинами, которые приплывают к разработкам месторождений газа и нефти. Чтобы айсберги не брали на таран установки, их отлавливают и оттаскивают от греха подальше.
Глыбу опоясывают прочным канатом и увозят со скоростью около 2 км в час. Самые крупные экземпляры достигали веса 3-4 миллиона тонн. Борьба с айсбергами – это экстремальное и опасное занятие. Масса льда постоянно подтаивает, что приводит смещению центра тяжести. Гигант может запросто перевернуться, а устоять против поднятой огромной волны трудно даже мощным судам, рассчитанным на сильные нагрузки.
Несмотря на опасность, дрейфующие айсберги привлекают внимание спортсменов-экстремалов, рыбаков и охотников. Прохладная среда притягивает криль, за ним идет рыба, которой питаются тюлени и медведи. Океанологи предполагают, что вода с низкой температурой и свободная от загрязнений, могла бы спасти погибающие коралловые рифы.
В нашей стране об использовании пресной воды из айсбергов подумывают власти Владивостока. Места с неторопливо плывущими гигантами любят посещать туристы, но бывалые моряки предпочитают обходить их стороной.
Экологическая катастрофа в действии - все больше айсбергов откалываются от ледников из-за потепления
Сколько стоит напиться из настоящего айсберга
Понятно, что ловить опасную льдину возрастом несколько тысяч лет, задача непростая и с риском для жизни, поэтому продукты на основе первозданной воды не могут быть дешевыми. Компания «Канадская водка из айсберга» реализует свою продукцию по 30-40 долларов за бутылку, которая по форме напоминает очертания айсберга.
Крупные осколки в несколько тонн весом подвозятся к заводу-производителю, где топятся и смешиваются с троекратно очищенным зерновым спиртом. Девиз товара «Самая чистая водка за последние 12 тысяч лет». У них есть свой сайт с рецептами фирменных коктейлей, красочными видео и фотоматериалами.
А для поклонников здорового образа жизни вероятно по душе придется простая вода, хоть и стоит она недешево. Подумать только, она появилась раньше цивилизаций фараонов, Римской империи и Рождества Христова.
Предприниматель Джамал Куреши решил угостить диковинной водичкой свою жену. Экспедиция привезла лед из самого северного фьорда. Чтобы сохранить ее чистоту использовалась фильтрация и УФ-облучение. Стоимость литровой бутылочки – 60 долларов. Вот только непонятно – он насобирал воды на подарок или продаст ее и купит подарок?
Современные научные разработки в сфере изучения айсбергов
Пока француз ищет способы буксировать айсберги максимально эффективно и безопасно, а канадцы угощают всех желающих эксклюзивным алкоголем, наши соотечественники разработали метод прогнозирования поведения грозной ледовой стихии. До этого предсказывать когда и где отколется следующий кусок не брались. О непредсказуемой природе рождения айсбергов говорит один яркий факт. В 1986 году советские ученые развернули полевую экспедицию в Антарктиде, которая через считанные дни уплыла на внезапно отвалившейся огромной льдине. Люди успели эвакуироваться, а здания «Дружной-1» покоряли океаны еще долгие годы.
Суть разработки в тщательном анализе погодных факторов и состояния льдов Северного Ледовитого океана. Данные заносятся в базу программного обеспечения, которое прогнозирует их дальнейшее поведение с 90% точностью. Как только айсберг приблизится к буровой платформе, снаряжается разведывательный вертолет, и, если угроза подтверждается, начинает работу судно-буксир.
Кроме прогнозов движения, комплекс будет создавать навигационные карты ледовых полей, чтобы арктические суда находили правильный и безопасный маршрут среди многотонных обломков ледника. Это поспособствует активизации исследовательских работ в Арктике.